(доклад в кратком виде на международной научно-технической конференции "Информационные системы и технологии ИСТ-2009", г.Н.Новгород)
Создание интеллектуальных систем (ИС) для обработки знаний на основе аналитического подхода приводит к появлению баз знаний (БЗ) с большим объемом формализованных моделей знаний из разных источников знаний, в основном текстового вида. Применение логического вывода в таких системах приводит, казалось бы, к неограниченному времени перебора вариантов, даже при относительно простых запросах, что создает проблемы в общении с пользователем. Применение метода прямой интеграции знаний на основе наложения знаний в некоторых разновидностях ИС аналитической системе управления знаниями (АСУЗ) и интеллектуальной электронной книге – элинге - несколько снижает остроту проблему, но пока не решает проблему в принципе. Наложение знаний означает, - если одно и то же предложение текста в разных источниках знаний или вводимых документах содержит одно и то же формальное представление знаний (в т.ч. с учетом синонимов) и понимаемое одинаковым образом экспертом-редактором (вводящим знание в БЗ), то оно вводится один раз с указанием всех идентификаторов, где эта формальная модель знаний встречается ( в т.ч. в том же источнике знаний). Т.е. практически исчезает дублирование знаний, столь мешающее специалистам - пользователям при их работе с текстовыми источниками знаний и с рядом информационных и интеллектуальных систем, в том числе с Интернетом.
Для чего пользователь обращается к системе?
Чтобы получить знания, как ему, например, обрабатывать конкретную деталь. Есть, например, отработанные автоматизированные системы технологической подготовки. Ну а если в детали есть некие особенности конструкции или материалов, непредусмотренные технологической системой? Тогда ему приходится искать решение самостоятельно – вот тут требуется АСУЗ (или элинга). Пользователь задает вопрос системе и пошла цепочка ответов в виде блоков взаимосвязанного текста на основе разных принципов, в т.ч. при логическом выводе – через связь понятий или использования имманентных свойств исходных текстов – когезии и когерентности. И хотя получаемый текст - совершенно искусственен, обладает свойством интертекстуальности, но тем не менее является линейным (хотя получен нелинейным образом) в основных блоках, обладает свойством семантической связанности. Получаемый результат, как правило, имеет форму дискурса, поскольку связан с реакцией АСУЗ (или элинги) на запросы и уточнения пользователя. Построение системы вывода AСУЗ (или элинги) таково, что в принципе возможна выдача значительной части БЗ ИС в связи с даже одним запросом пользователя. Но это бессмысленно, поскольку пользователь не в состоянии воспринимать огромные объемы знаний, закладываемые в AСУЗ (или элинги). А критерии решения на самом деле и самому пользователю не ясны и в описании задачи нет всех необходимых условий и ограничений. Поэтому здесь и подход решения интеллектуальных задач, заложенный в системе ALICE когда-то Лорьером Ж.-Л. также непригоден. В теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методе «мозгового штурма» (и ряде других) используется путь создания определенной среды и условий для эффективной работы по поиску решений.
В AСУЗ (или элинге) также создается специальная среда для ускоренного и эффективного нахождения рациональных решений. Она заключается в следующих этапах:
1. Задание запроса пользователем по интересующему его вопросу;
2. AСУЗ (или элинга) быстро выдает пользователю взаимосвязанный поток текста (блоками), который логический вывод может за заданный короткий промежуток времени получить, причем упорядоченный по уровню достоверности выводов. При первом запросе пользователя такой ответ ИС называется «начальным», постепенно далее уточняемым и развиваемым;
3. Пользователь анализирует получаемую информацию и, если необходимо, продолжает вывод (блоками) подготовленного результата, или уточняет интересующие его детали, или делает новый запрос, т.е. переходит к пункту 1;
4. Когда пользователь убеждается, что он получил от ИС, то что ему надо, или удовлетворительного ответа получить невозможно, он заканчивает поиск.
При этом надо иметь в виду, что пользователь имеет возможность «плавать в море знаний», причем разных, чего нет в других разновидностях ИС, кроме ЭС и онтологических систем. Но в ЭС всегда узкая предметная область, а онтологические системы, принципиально лишены той конкретности знаний, которые необходимы пользователю для решения конкретных задач и слишком статичны. Здесь также, как и в ТРИЗ, и при «мозговом штурме» создаются условия для возникновения у пользователя новых ассоциаций, которые ведут к ускоренному нахождению решений с высокой оригинальностью и эффективностью. Этот процесс соответствует изложенному у М.Желены процессу поиска решения на основе самопроизводства (автопоэтики). В этом процессе все аспекты решения (критерии, альтернативы, представления и оценки) непрерывно исследуются и приспосабливаются в течение всего процесса. При этом возникает круговой и рекурсивный, но постепенно сужающийся поиск устойчивой конфигурации решения, начиная с «начального». Назовем применяемый в АСУЗ (или элинге) подход – диалого-ассоциативным поиском. Каждый раз при подаче запроса сложно сказать, найдет ли пользователь необходимый ответ и каков он будет, но зато можно уверенно утверждать, что пользователь разберется в интересующем его вопросе намного лучше. И, одно из главных особенностей, - быстро, поскольку, не надо обращаться вначале - ни в другие книги, ни в другие библиотеки, ни к другим специалистам, ни в другие отделы, ни в другие организации (конечно при достаточной развитости AСУЗ (или элинги)). Это ускорит процесс нахождения рационального решения, в десятки, сотни, а возможно для некоторых случаев, и тысячи раз быстрее и дешевле. В чем-то похожий подход предполагалось использовать и при взаимодействии с пользователем над решением задач для ЭВМ 5 поколения.
Но до появления и использования ЭВМ 5 поколения пока еще далеко.
|